Советская индустриализация в Афганистане

В Афганистане с помощью СССР были созданы все основные отрасли экономики, прежде всего — промышленности

Война в Афганистане практически вырезала из общественного российского сознания тот объем помощи, который СССР оказал этой центральноазиатской стране за десятилетия. Война с талибами разрушила инфраструктуру, практически сведя на нет все усилия СССР по развитию афганского общества и экономики. Сегодня мы вспоминаем об Афганистане, как о стране, практически утратившей перспективу развития, но так было не всегда. В 60-70-е годы это была страна надежд, и русские верили, что индустриализация Афганистана превратится из сказки в быль уже на протяжении жизни их поколения.
Техническое и гуманитарное сотрудничество СССР и Афганистана можно разделить на четыре основные группы – энергетика, образование и социальная защита, транспорт и производство.
Энергетика уделяла огромное внимание нефти и газу. Это неудивительно, так как после событий 50-х годов и особенно 70-х СССР и арабские страны Ближнего востока считали нефть ответом на любые вопросы, источником решения всех проблем. В связи с этим было построено восемь нефтебаз общей емкостью 8300 куб. м., нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб., в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м, в г. Пули – Хумри, расширена нефтебаза в порту Хайратон. Советский союз также интересовали газопромыслы в районе г. Шибергана, газопромысел на месторождении «Джаркудук», речной порт Ширхан, который можно было бы приспособить под переработку 20 тыс. тонн нефтепродуктов, газопроводы и нефтепроводы, которые бы тянулись от месторождений до государственной границы СССР.

Однако речь шла не только о нефте и газе. Значительное количество обязательств касалось электрификации Афганистана. В рамках этого направления были построены ГЭС Пули-Хумри-II мощностью 9 тыс. кВт на р. Кунгдуз и ТЭС при заводе азотных удобрений мощностью 48 тыс. кВт, плотина и ГЭС «Наглу» на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт. Их соединили с населенными пунктами линии электропередач: ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза, ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ до г. Мазари-Шерифа, электроподстанция в Кабуле и ЛЭП от электроподстанции «Восточная», городские электрические сети в г. Джелалабаде, в Мазари-Шерифе и Балхе. Если энергии не хватало, СССР строил линии электропередач со своей территории и экспортировал электроэнергию по ним. Например, ЛЭП — 220 кВ от советской границы в районе г. Ширхана до г. Кундуза или ЛЭП-220 кВ «Госграница СССР-Мазари-Шериф».

Советский «Рог изобилия»

Если политика капиталистических стран отличалась однобокостью и направленностью на добычу и экспорт природных ресурсов, как это сейчас происходит в Ираке, то СССР поддерживал афганскую промышленность и производство, в первую очередь сельскохозяйственное, чтобы решить проблему голода. Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой, хлебокомбинат в Кабуле, элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна, хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки, мельница в г. Мазари-Шерифе производительностью 60 тонн муки в сутки, сельскохозяйственные многоотраслевые фермы «Газибад» и «Халда» с ирригационно-мелиоративной подготовкой земель в зоне Джелалабадского канала, элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе, три почвенно-агрохимические лаборатории в Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде – проекты этого направления.
Интересовал не только хлеб. СССР открыл две хлопковых семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе, станции искусственного осеменения в Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде, завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде, три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате, открытые в 1972 году. Рассматривался вопрос производства вина.

С русским размахом и американской деловитостью

Было сделано многое для повышения внутренней связанности регионов и поиск новых возможностей для того, чтобы Афганистан имел шанс вписаться в мировую экономику. Восстанавливалась основная транспортная магистраль Афганистана, в регионы, где никогда не было автодорог, протянулись магистрали. Автодорога «Саланг» через горный хребет Гиндукуш, новое техническое оснащение систем тоннеля «Саланг», автодорога Кушка — Герат — Кандагар (679 км) с цементно-бетонным покрытием, автодорога Доши — Ширхан (216 км), автодорога Кабул — Джабель — ус-Серадж (68,2 км), автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км, автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км, ремонтно-восстановительные работы на магистральных автодорогах.
Дополняли автомагистрали мосты, которые приходилось прокладывать в сложных горных условиях Афганистана. Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м, три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м, два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый, автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью, восстановление моста через р. Саманган.
С остальным миром закрытый со всех сторон горами Афганистан должны были связать аэропорт «Баграм» со взлетно-посадочной полосой 3000 м, международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м и аэродром «Шинданд» со взлетно-посадочной полосой 2800 м. А также стационарная станция спутниковой связи «Интерспутник» типа «Лотос».
Прокладка автодорог и мостов позволила задействовать новые рабочие силы, которые благодаря СССР получили работу. Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей «Камаз» каждое, автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле, станция технического обслуживания грузовиков в Хайратоне, авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год, центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате, станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм, предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в г. Кабуле.

Бриллиантовые дороги и чудо-школа

Однако транспорт это еще не все. В 1965 году СССР построил домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади, в 1982 году он был расширен до 37 тыс. кв. м., а также два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м
Новые рабочие места и транспорт диктуют и новые требования к социальной организации. На передний план выходит проблема образования, социальной защиты и безопасности. СССР построил на афганской земле детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест, центр матери и ребенка на 110 посещений в день, школу-интернат на базе детского приюта, среднюю общеобразовательную школу на 1300 учащихся, поликлинику страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле.
Из области профессионального образования: автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле, техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шерифе, восемь профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих в разных частях Афганистана, Институт общественных наук при ЦК НДПА и Кабульский Политехнический институт на 1200 студентов.

Исчезнувшая жемчужина Азии

Если бы не события второй половины 70-х и последовавшая за ними война между правительственными войсками Афганистана и ограниченного воинского контингента СССР против суннитских и шиитских моджахедов, Афганистан мог бы превратиться в ту страну с развивающейся экономикой и пышными садами, каким его видели средневековые путешественники. Основания для этого были все. Это и удаленность от основных конфликтов – кровоточащих язв Ближнего востока, и горная защита от армий вторжения, и глубокая всесторонняя интеграция с советскими республиками Средней Азии, начавшими свой экономический подъем в середине XX века.
СССР выполнил свои обязательства по почти двумстам объектам инфраструктуры, еще четыреста оказались свернуты из-за внутренних проблем Афганистана. Воплотись эти проекты в жизнь, сегодня не ОАЭ, а Афганистан превратился бы в жемчужину мусульманского мира.
Всесторонняя интеграция по экономической, политической, гуманитарной линии сотрудничества привела к успешному старту модернизации, надломленной в 80-е годы. Советско-афганское сотрудничество, построенное больше на общей евразийской судьбе, чем на краткосрочных нуждах и обмене ресурсами, является одной из самых прекрасных страниц азиатского международного взаимодействия, насильственно прерванное, но не забытое.
Хотя деятельность талибов и нестабильная политическая обстановка не позволяют вспомнить о золотых днях советско-афганской дружбы, можно полагать, что у Афганистана нет другой судьбы, кроме как разделить с Россией и странами Центральной Азии перспективу евразийской интеграции. В то время как со стороны Ирана, Индии и Китая в Афганистан приходили армии вторжения, с севера в трудный час приходили лишь армии поддержки. На афганской земле об этом до сих пор не забыли. И всё чаще вспоминают с грустью и ностальгией.

Виталий Трофимов-Трофимов
Редактор ИА «Центр Льва Гумилёва — Россия»

 

 

 

Перечень объектов, построенных СССР в Афганистане.

Перечень основных объектов и работ, по которым выполнение обязательств СССР по оказанию технического содействия Афганистану завершено.

Указан год завершения обязательств СССР перед афганской стороной.

1. ГЭС Пули-Хумри-II мощностью 9 тыс. кВт на р. Кунгдуз 1962 г.

2. ТЭС при заводе азотных удобрений мощностью 48 тыс. кВт (4х12) 1 очередь - 1972 г.

II очередь - 1974 г.

(36 МВт)

Расширение - 1982 г.

(до 48 МВт)

3. Плотина и ГЭС "Наглу" на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт 1966 г.

расширение - 1974 г.

4. ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза (110 км) 1967 г.

5. ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ от ТЭС при заводе азотных удобрений до г. Мазари-Шерифа (17,6 км) 1972 г.

6-8. Электроподстанция в северо-западной части Кабула и ЛЭП - 110 кВ от электроподстанции "Восточная " (25 км) 1974 г.

9-16. 8 нефтебаз общей емкостью 8300 куб. м 1952 - 1958 гг.

17. Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб. м газа в год 1968 1968 г.

18- 19. Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб. м газа в год, включая воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м 1967 г.,

воздушный переход газопровода -1974г.

20. Лупинг на магистральном газопроводе длиной 53 км 1980 г.

21. ЛЭП - 220 кВ от советской границы в районе г. Ширхана до г. Кундуза (первая очередь) 1986 г.

22. Расширение нефтебазы в порту Хайратон на 5 тыс. куб. м 1981

23. Нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб. м 1982 г.

24. Нефтебаза в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м 1983 г.

25. Нефтебаза в г. Пули - Хумри емкостью 6 тыс. куб. м

26-28. Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей "Камаз" каждое 1985 г.

29. Автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле

30. Станция технического обслуживания автомобилей "Камаз" в Хайратоне 1984 г.

31. Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб. м газа в год 1968 г.

32. Обустройство газопромысла на месторождении "Джаркудук" с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб. м газа в год 1980 г.

33. Дожимная компрессорная станция на газопромысле "Ходжа-Гугердаг" 1981 г.

34-36. Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой 1974 г.

37. Авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год 1960 г.

38. Аэропорт "Баграм" со взлетно-посадочной полосой 3000 м 1961 г.

39. Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м 1962 г.

40. Аэродром "Шинданд" со взлетно-посадочной полосой 2800 м 1977 г.

41. Линия многоканальной связи от г. Мазари-Шерифа до пункта Хайратон 1982 г.

42. Стационарная станция спутниковой связи "Интерспутник" типа "Лотос"

43. Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год 1965 г.

44. Расширение домостроительного комбината в г. Кабуле до 37 тыс. кв. м жилой площади в год 1982 г.

45. Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, асфальтирование улиц и поставка дорожных машин (поставка оборудования и техпомощь осуществлялись через МВТ) 1955 г.

46. Речной порт Ширхан, рассчитанный на переработку 155 тыс. тонн груза в год, в том числе 20 тыс. тонн нефтепродуктов 1959 г.

расширение 1961 г.

47. Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м 1959 г.

48. Автодорога "Саланг" через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м) 1964 г.

49. Реконструкция технических систем тоннеля "Саланг" 1986 г.

50. Автодорога Кушка - Герат - Кандагар (679 км) с цементно-бетонным покрытием 1965 г.

51. Автодорога Доши - Ширхан (216 км) с черным покрытием 1966 г.

52-54. Три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м 1964 г.

55. Автодорога Кабул - Джабель - ус-Серадж (68,2 км) 1965 г.

56-57. Два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый 1961 г.

58. Центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате 1966 г.

59. Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием 1972 г.

60. Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км

61. Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью 1982 г.

62. Комплекс сооружений перевалочной базы на левом берегу р. Амударьи в районе Хайратона

63. Детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест в г. Кабуле 1970 г.

64. Городские электрические сети в г. Джелалабаде 1969 г.

65-66. Городские электрические сети в гг. Мазари-Шерифе и Балхе 1979 г.

67-68. Два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м 1978 г.

69-74. 6 метеостанций и 25 постов 1974 г.

75-78. 4 метеостанции

79. Центр матери и ребенка на 110 посещений в день в г. Кабуле 1971 г.

80. Геологические, геофизические, сейсморазведочные и буровые работы на нефть и газ в Северном Афганистане 1968 - 1977 гг.

81. Комплексные поисково-съемочные работы на твердые полезные ископаемые

82. Политехнический институт в г. Кабуле на 1200 студентов 1968 г.

83. Техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шерифе 1973 г.

84. Автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле

85-92. 8 профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих 1982 - 1986 гг.

93. Школа-интернат на базе детского приюта в Кабуле 1984 г.

94. Хлебокомбинат в г. Кабуле (элеватор емкостью 50 тыс. тонн зерна, две мельницы - 375 тонн помола в сутки, хлебозавод 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки) 1957 г.

95. Элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна

96. Хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки 1981 г.

97. Мельница в г. Пули-Хумри производительностью 60 тонн в сутки 1982 г.

98. Хлебозавод в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки

99. Мельница в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 60 тонн муки в сутки

100. Джелалабадский ирригационный канал с узлом головных водозаборных сооружений на р. Кабул длиной 70 км с ГЭС мощностью 11,5 тыс.кВт 1965 г.

101-102. Плотина "Сарде" с водохранилищем емкостью 164 млн. куб. м и ирригационные сети при плотине для орошения 17,7 тыс.га земель 1968 - 1977гг.

103-105. Две сельскохозяйственные многоотраслевые фермы "Газибад" с территорией 2,9 тыс.га, "Халда" с территорией 2,8 тыс.га и ирригационно-мелиоративная подготовка земель в зоне Джелалабадского канала на площади 24 тыс. га 1969 - 1970 гг.

106-108. Три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате 1972 г.

109. Завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде 1984 г.

110. Контрольно-семенная лаборатория по зерновым культурам в Кабуле

111-113. 3 почвенно-агрохимические лаборатории в гг. Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде

114-115. 2 кабель-крана в районе Хорога и Калайи-Хумб 1985 - 1986 гг.

116. ЛЭП-220 кВ "Госграница СССР-Мазари-Шериф" 1986 г.

117. Комплексная лаборатория по анализу твердых полезных ископаемых в г. Кабуле 1985 г.

118. Элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе

119. Станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм

120-121. 2 хлопковх семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе

122. Поликлиника страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле

123-125. Станции искусственного осеменения в гг. Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде

126. Институт общественных наук при ЦК НДПА 1986 г.127. Разработка ТЭО целесообразности создания двух госхозов на базе оросительной системы "Сарде"

128. ЛЭП-10 кВ от госграницы в районе Кушки до ст. Тургунди с подстанцией - "-