Операция «Воздушный мост» продолжение
 

 
 
26 января было произведено 14 рейсов, которые довели общее количество доставленных грузов до 1 000 тонн[3].
Усилившийся натиск противника вынудил советское военное руководство привлечь для авиационной поддержки гарнизона Кандагара кроме 378-го штурмового авиационного полка и 134-го истребительно-бомбардировочного полка также самолёты Су-17 из состава 274-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка и истребители МиГ-23МЛД из состава 120-го истребительного авиационного полка[5]. В конце января против обстреливавших аэропорт моджахедов была применена Дальняя авиация — в окрестностях Кандагара, севернее аэропорта на 10 километров в районе кишлака Даман, стратегическими бомбардировщиками на противника были сброшены трёхтонные бомбы ФАБ-3000[1].
До 1 февраля было доставлено 2 600 тонн грузаС 1 по 3 февраля полёты были прекращены из-за поднявшейся пыльной бури[1].
Вечером 3 февраля поступил приказ командующего 40-й армии о немедленной эвакуации советских военнослужащих из аэропорта «Ариана». Эвакуация должна была проводиться в тёмное время суток – в условиях непрекращающейся пыльной бури. Вся военная техника и тяжёлое стрелковое вооружение доставленная для усиления 650-го батальона — оставалась силам блокированного гарнизона правительственных войск.
После полуночи в аэропорт поочерёдно прибыли 6 единиц Ан-12, которые до 5:00 утра 4 февраля, взлетая под плотным обстрелом противника, эвакуировали все 170 советских военнослужащих на аэродром Шинданда[1][4].
Расхождения в свидетельствах участников операции
Подробный отчёт о проведении операции был опубликован участником операции полковником Олегом Кривопаловым, который являлся заместителем командующего операцией по политчасти. В свидетельствах участников события имеются расхождения в количестве военнослужащих находившихся на обеспечении операции в аэропорту «Ариана». В это число входят члены оперативной группы, разведчики 650-го батальона, связисты, группа авиационных техников обеспечивавших работу освещения взлётно-посадочной полосы, техническая группа по демонтажу и ремонту самолётов.
Командир 650-го батальона подполковника Николая Мауренко приводит цифру в 170 человек. Кривопалов указывает что в этом количестве было 17 связистов. Непосредственно сами военнослужащие 650-го батальона указывают что от их формирования в операции принимало участие 71 разведчик[2].
Также в свидетельствах очевидцев имеется разница в указании даты окончания операции. Согласно Кривопалова эвакуация произошла в ночь с 3 на 4 февраля[1]. Согласно свидетельству Мауренко это произошло в ночь с 4 на 5 февраля[4]. По свидетельству старшины 2-й разведывательной роты 650-го батальона прапорщика Евгения Кутепова, эвакуация прошла в ночь с 6 на 7 февраля[2].
Потери сторон
По итогам операции советские войска понесли следующие потери[1]:
  • убитых — нет;
  • ранены — 5 военнослужащих 650-го батальона;
Потери в военной технике:
  • 1 санитарный самолёт Ан-26М из состава 50-го смешанного авиационного полка;
  • 1 транспортный самолёт Ан-12БП из состава 930-го военно-транспортного авиационного полка.
Потери среди правительственных войск и афганских моджахедов — неизвестны.
Итоги операции
Доставленные грузы помогли войскам генерал-лейтенанта Олюми в критической ситуации отстоять аэропорт и часть Кандагара от натиска отрядов Гульбеддина Хекматияра. Более того, войдя в союз с некоторыми вооружёнными группировками моджахедов, генерал Олюми сумел достаточно укрепиться и расширить зону своего влияния.
К лету 1989 года генерал Олюми был назначен указом Президента Афганистана Наджибуллы генерал-губернатором провинции Кандагар[7].
Примечания[
  1. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Кривопалов О. В. Операция «Воздушный мост» // «Записки советского офицера: на рубеже эпох». — Днепропетровск: ИМА-Пресс, 2011. — С. 521—526. — 994 с. — ISBN 9663313897.
  2. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 Пётр Савин. Моя короткая афганская "войнушка" (07.1988-02.1989г.г.). www.artofwar.ru (28 ноября 2013). Дата обращения 27 мая 2020.
  3. ↑ Перейти обратно:1 2 Николай Стародымов. Боевой дневник Афганской войны. — М.: Яуза, 2009. — С. 357. — 380 с. — ISBN 978-5-699-36736-8.
  4. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 Наталья Макушина. Воспоминания комбата, Афганистан. www.glory.rin.ru. Дата обращения 27 мая 2020.
  5.  Михаил Жирохов. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989. — М.: Центрполиграф, 2012. — 344 с. — ISBN 978-5-227-03863-0.
  6.  Александр Ляховский. Трагедия и доблесть Афгана. — Москва: ГПИ Искона, 1995. — С. 488—489. — 648 с.
  7.  Андрей Грешнов. Кандагар, лето 1989 года // Дух, Брат мой. — Москва: Эксмо-Пресс, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-699-44902-6.
Операция "Воздушный мост"  в Кандагаре. свидетельства участников

70 ОМСБр ушла из Кандагара в августе 1988 года. Её бойцы были не последними, кто увидел кандагарский аэродром "Ариану" напоследок. Перед самым выводом войск из Афганистана в январе-феврале 1989 года в Кандагаре была проведена операция "Воздушный мост", целью которой было доставка оружие и б\п гарнизону афганских войск. Вспоминают  участники этих событий.

Сергей Мельничук: "Да об этой поездке мало кто знал, там было всего три борта ан 24. Да я помню эту операцию, сначало мы туда два раза ходили своим ходом я был в начале колонны
т.е. за грейдером, который шёл спереди. Помню в кишлаке Кишкинахуд за мостом
попали под эреэсы и дали команду назад а потом самолетом".

Справка. Подразделения с 5 мсд проводили операцию под Кандагаром с 5.12.88г по 22.12.88г.

Геннадий Исковских: "Операция ,,Воздушный мост,,  была проведена в январе - феврале 1989 года 5 мсд город Шинданд 650 Орб. и Мин бат 371 мсп для оказания помощи афганской армии . Мы держалиаэропорт а борты доставляли боеприпасы. После недели завоза б\п склад недалеко от аэропорта рванул, гремел долго и сильно . А по аэропорту пуски были с  десяти утра и до позднего вечера. Я на вышке засекал пуски и по рации  корректировал огонь афганской батареи, но эффекта не было . И дальняя авиация из Союза долбила безуспешно . А когда они поняли что мы там делаем , начали брать нас в кольцо . Спасибо командирам, отбились и на день раньше улетели".

Старшина 2-ой разведроты 650 Орб прапорщик Евгений Кутепов: "Воздушный мост" в Кандагаре существовал ровно 2 недели (с 23-го января по 6-го февраля) для снабжения боеприпасами и оружием перед нашим окончательным уходом из Афганистана  армейского корпуса генерала Улюми -одновременно являвшегося губернатором Кандагара. Операция "Воздушный  мост" началась с нашей неожиданной даже для "союзников" ночной высадки на нефункционирующий, частично разбитый аэродром Кандагара (ВПП - сплошные воронки). Мы мгновенно окружили и заняли здание аэропорта  "Ариана". Одно "крыло" аэропорта, напоминавшего сверху  трёхлучевую звезду, занимал ХАД. Эти были понадёжнее. Но комбат Н.Н.Мауренко  сразу приказал в случае малейшей опасности - гнать их из здания, забрасывая  гранатами. Такие вот были у нас "союзники". В составе десанта было 78 человек: 71 разведбатовец, опергруппа штаба армии из 3 офицеров (старший в ней с п/п-к Чесаков) и несколько связистов и сапёров из Адраскана. Через четыре дня после начала работы"воздушного моста" в результате диверсии "духами" были  взорваны склады с доставленными нами боеприпасами. Насколько помню, по приказу губернатора Улюми караул, охранявший взорванные склады, был расстрелян. До последнего дня не было решено, как мы из Кандагара будем уходить в Шинданд. Предполагалось, что возможно своим ходом на
старых БТР, которые нам чуть позже доставили самолётами. Мы все сразу поняли,
что не сможем прорваться с боем по бетонке 600-650 км через провинции
Кандагар, Гильменд, Фарах и Нимроз, хотя и вооружены были хорошо. Обстреливали "духи" нас РС - ами днём и ночью, даже борта (по 15-20 за ночь) мы разгружали под обстрелом. Местных к аэродрому не подпускали. Наши потери - несколько бойцов ранеными (их сразу пустые борта в Союз вывозили) и 4 самолёта, один из них - санитарный  "спасатель". "Духи" из банд муллы Насима - всего 5,5 тысяч "штыков" - регулярно пытались нас смять, поднимаясь в атаки. Спасали нас бомбардировщики, сразу в таких случаях вызываемые по радио с авиабазы "Тузель" в Ташкенте или "Иолотань" и "Калаймор" в Туркмении.  В ночь 6-го на 7-ое февраля, бросив всё лишнее, попрыгали в прибывшие неожиданно для "духов" и "союзников" за нами борта, взлетели под шквальным ракетным обстрелом, прыгая по воронкам в кромешной тьме. Прикрывала посадку как раз небольшая  группа бойцов во главе со ст.л-том Лёшей Извековым. Садясь в свои борта, мы видели, как на взлётное поле выбежала огромная толпа каких-то вооружённых оборванцев, но стрелять не решились, так как Лёха сразу стрелял поверх их голов из нескольких пулемётов стоявших на сошках прямо на "бетонке". Конечно, если бы "духи" рванули толпой, то смяли бы нас. Через час,  на зыбком рассвете, мы уже садились в Шинданде. И опять под ракетным обстрелом! Оказалось, что к этому времени почти вся дивизия уже ушла на Герат и через  перевал Рабати-Мирза на Кушку, а "духи" тут же заняли наши заставы, смяв "сарбазов" и "царандой".

Валерий Аверьянов: " Участвовал, в этой операции. Шли плановые полеты, После первого вылета собрали все экипажи, управление. Командир полка поставил задачу о перелете 20-ти Ан-12 на аэродром Мары, для доставки грузов в Кандагар. В час ночи первый борт пошел из Завитинска на Мары. Выполняли полеты только ночью, садились с интервалом 5минут. Один борт потеряли, экипаж остался жив. Один борт взлетел из Кандагара на трех двигателях. Загрузка был12-13 т. Готовые арт. Выстрелы. На первых вылетах у десанта не было брони, потом появилась. Бэтэром стаскивали части самолета с полосы,чтобы другие сели. После вывода завитинский полк еще в течении года выполнял полеты в Кабул сначала из Ташкента потом из Ферганы".



Подбитый в результате обстрела санитарный самолёт
"Скальпель".Впоследствии после снятия с него всего ценного оборудования и, главное, слития спирта - тут же подорван! (фото из архива Кутепова Е.В.)